АЛЬТОВ, Генрих Саулович

(псевд. Генриха Сауловича Альтшуллера) (1926-1998)

Рус. сов. прозаик и инженер-изобретатель, один из ведущих авторов сов. НФ 1960-х гг. Род. в Ташкенте (ныне - Узбекистан), окончил Азерб. индуст-риальный ин-т, работал в закрытом НИИ. Вскоре после окончания ин-та в нач. 1950-х гг. А. написал письмо И. В. Сталину, поделившись своей озабоченностью в связи с состоянием дел в отчественном изобретательстве, и высказал свои соображения о том, что нужно предпринять для исправления создавшегося положения, - за что и получил свой срок (отбывал заключение в лагерях Коми АССР). После освобождения вернулся в Баку, работал журналистом. Начал публиковать НФ (иногда в соавт. с женой - В. Журавлевой ) в конце 1950-х гг. Первые НФ публикации - р-з "Зиночка" (1957 - в соавт. с Вячеславом Фелицыным) и изданный отд. брошюрой р-з "Тайна тройного удара" (1957 - в соавт. с В. Фелицыным). В 1990г. переехал в Петрозаводск.


Недорогой дачный домик из дерева, в короткий срок. Строительная компания ООО «Экспо-ЛесСтрой» предлагает деревянные дома отличного качества по доступным ценам. Ведущими направлениями деятельности нашей компании являются: строительство домов из бруса, строительство деревянных бань, строительство домов под ключ, строительство каркасных домов, продажа деревянных домов.Здесь, готовые проекты деревянных домов из бруса. Множество вариантов проектов деревянные домов позволяет выбрать не только нужную планировку, но и материалы для кровли и отделки стен, установку печи или камина, постройку террасы или крыльца и т.д. Наши архитекторы подберут для вас проект, отвечающий Вашим требованиям. Использование сертифицированных и проверенных технологий позволяет нам предложить клиентам самое лучшее. На каждый построенный нами дом гарантия качества составляет 1 год.

В основе почти любого произв. А. лежит, как правило, история решения творческой задачи, и автор с блеском находит выход из сложного положения, при этом безупречная логика развития сюжета совмещается с занимательностью и живостью изложения. Первая НФ книга А. - сб. "Легенды о звездных капитанах" (1961) - включает романтические новеллы об освоении космоса и цикл р-зов "Может ли машина мыслить?" (см. Кибернетика). Уже в ранних р-зах А. оригинальные науч. и тех. изобретения и открытия не заслоняют, а наоборот, помогают автору рельефнее высветить этические проблемы, связанные с этими изобретениями и открытиями. Неистребима вера А. в интеллектуальную и моральную мощь человека, к-рый должен развиваться по мере тех. прогресса и не уступать могущественным машинам. Таковы герой р-за "Полигон "Звездная река" (1960), к-рый, ради спасения трех испытателей практически отказывается от цели своей жизни и отдает энергию Излучателя (накопленную за 17 лет с целью достижения сверхсветовых скоростей) (см. Ученые); и также герой "Генерального Конструктора" (1961), мысленно испытывающий модели своих звездолетов. Романтические "звездные капитаны" совершают невозможное во имя любви к людям в р-зах "Икар и Дедал" (1958), "Сверхновая Аретина" (1961), "Огненный цветок" (1960); их подвиги - это романтика открытий Большого мира за пределами Земли, и здесь оправданными кажутся и излишняя патетика, и суровая эпичность описания, не случайно перекликающаяся с др.-греческими мифами (см. Звезды, Мифология в НФ).

Повесть "Баллада о звездах" (1963 - в соавт. с В. Журавлевой) рассказывает о контакте землян с обитателями планеты двойной звездной системы Сириуса; описание необычных форм внеземной жизни для авторов - не самоцель, это повод для того, чтобы перевести разговор о соц., психол., морально-этических проблемах в нов. плоскость, когда меняются масштабы человеческих деяний, когда люди становятся галактическими, а не земными существами, и должны находить взаимопонимание с др. существами, в качестве отправной посылки используя разум (см. Инопланетяне, Масштабы пространственные и временные в НФ).

Два последующих сб. А. - "Опаляющий разум" (1968) и "Создан для бури" (1970), - объединяют слова Ф. Бэкона , вынесенные в эпиграф первой книги: "Читай не затем, чтобы противоречить и отвергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы, но чтобы мыслить и рассуждать". Мышление - необходимый компонент как р-зов А., так и процесса их чтения. Квинтэссенция размышлений автора о НФ выражена в р-зе "Машина Открытий" (1964): "Фантасты всегда смогут ответить ученым: "ДЕЛАЙТЕ КАКИЕ УГОДНО ОТКРЫТИЯ - МЫ ВАС ПЕРЕГОНИМ!" (см. Автоматизация, Изобретения и открытия, Интеллектроника, Машины, Ученые). В р-зе "Опаляющий разум" (1966) д-р Прокшин разработывает аппарат, предназначенный для "вложения" в голову человеку знания (см. Разум), в повести "Клиника "Сапсан" (1967) ученые Витовский и Панарин решают биол. проблему бессмертия и исследуют психол. и соц. последствия этого открытия; в повести "Порт Каменных Бурь" (1965) звездный капитан Зорох доказывает, что шаровые звездные скопления - это искусственно созданные сооб-ва разл. цивилизаций (см. Астроинженерия, Астрономия и астрофизика, Масштабы пространственные и временные в НФ); в повести "Создан для бури" (1967) изобретатели Осоргины оседлали волну цунами, а др. ученый - Каплинский, принципиально изменил энергетику человеческого организма (см. Транспорт, Энергия); в р-зе "Шальная компания" (1965) Дерзкий Мальчишка выводит из обычного куриного яйца археоптерикса (см. Зоология фантастическая); в р-зе "Ослик и аксиома" (1966) некто по прозвищу Антенна, разрабатывает самоусовершенствующиеся механизмы (см. Автоматизация, Интеллектроника, Кибернетика, Машины).

Последнее НФ произв. А. - главы из неоконченной повести "Третье тысячелетие" (фрагм. 1974) - попытка комплексного изображения мира близкого будущего с изменившимися методами воспитания и обучения, с нов. технологиями и подходами к тв-ву.

Диапазон отраслей знания, в к-рых действуют персонажи р-зов А. (и при этом не выглядят искусственно-ходульными фигурами, а выдают интереснейшие идеи), неудивителен, если принять во внимание др. ипостась писателя. А. - не просто изобретатель, а создатель фундаментальной Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), автор уникальных разработок по теории развития тех. систем, теории "сильного мышления" и жизненной стратегии творческой личности (см. Психология). Обязательным условием тв-ва по А. является умение оперировать фантаст. идеями, а потому в отд. дисциплину выделено Развитие Творческого Воображения (РТВ), основывающееся на использовании осн. приемов генерирования нов. фантаст. идей, а также методов разрешения противоречий с помощью НФ (фантограммы, метод маленьких человечков, морфологический ящик, полиэкранное видение и т.п.). Для оценки НФ идей А. совместно с П. Амнуэлем разработана шкала "Фантазия-2", по к-рой можно оценить новизну, убедительность, человековедческую и худож. ценность той или иной идеи. В результате многолетней работы А. создан неоцененный (и неизд.) до сих пор "Регистр НФ идей, сюжетов, ситуаций", классифицирующий десятки тыс. идей, использованных в НФ произв. (см. Научность НФ). Ряд статей А. посвящен проблемам использования фантаст. идей в худож. лит-ре ("Краски для фантазии", "Этюды о фантазии", "Вектор фантазии"); им проведен анализ идей, использованных в тв-ве А. Беляева , Ж. Верна , Г. Уэллса . В целом НФ тв-во А. оказало значительное влияние на "твердую" (естественнонаучную) НФ 1970-80-х гг., в частности, на П. Амнуэля, Д. Биленкина

Вл.Б.


Добавил дату смерти, согласно комментария А. Мешавкина.
Г.С.М.


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.