(псевд. Генриха Сауловича Альтшуллера) (1926-1998)
Рус. сов. прозаик и инженер-изобретатель, один из ведущих авторов сов. НФ 1960-х гг. Род. в Ташкенте (ныне - Узбекистан), окончил Азерб. индуст-риальный ин-т, работал в закрытом НИИ. Вскоре после окончания ин-та в нач. 1950-х гг. А. написал письмо И. В. Сталину, поделившись своей озабоченностью в связи с состоянием дел в отчественном изобретательстве, и высказал свои соображения о том, что нужно предпринять для исправления создавшегося положения, - за что и получил свой срок (отбывал заключение в лагерях Коми АССР). После освобождения вернулся в Баку, работал журналистом. Начал публиковать НФ (иногда в соавт. с женой - В. Журавлевой ) в конце 1950-х гг. Первые НФ публикации - р-з "Зиночка" (1957 - в соавт. с Вячеславом Фелицыным) и изданный отд. брошюрой р-з "Тайна тройного удара" (1957 - в соавт. с В. Фелицыным). В 1990г. переехал в Петрозаводск.
В основе почти любого произв. А. лежит, как правило, история решения творческой задачи, и автор с блеском находит выход из сложного положения, при этом безупречная логика развития сюжета совмещается с занимательностью и живостью изложения. Первая НФ книга А. - сб. "Легенды о звездных капитанах" (1961) - включает романтические новеллы об освоении космоса и цикл р-зов "Может ли машина мыслить?" (см. Кибернетика). Уже в ранних р-зах А. оригинальные науч. и тех. изобретения и открытия не заслоняют, а наоборот, помогают автору рельефнее высветить этические проблемы, связанные с этими изобретениями и открытиями. Неистребима вера А. в интеллектуальную и моральную мощь человека, к-рый должен развиваться по мере тех. прогресса и не уступать могущественным машинам. Таковы герой р-за "Полигон "Звездная река" (1960), к-рый, ради спасения трех испытателей практически отказывается от цели своей жизни и отдает энергию Излучателя (накопленную за 17 лет с целью достижения сверхсветовых скоростей) (см. Ученые); и также герой "Генерального Конструктора" (1961), мысленно испытывающий модели своих звездолетов. Романтические "звездные капитаны" совершают невозможное во имя любви к людям в р-зах "Икар и Дедал" (1958), "Сверхновая Аретина" (1961), "Огненный цветок" (1960); их подвиги - это романтика открытий Большого мира за пределами Земли, и здесь оправданными кажутся и излишняя патетика, и суровая эпичность описания, не случайно перекликающаяся с др.-греческими мифами (см. Звезды, Мифология в НФ).
Повесть "Баллада о звездах" (1963 - в соавт. с В. Журавлевой) рассказывает о контакте землян с обитателями планеты двойной звездной системы Сириуса; описание необычных форм внеземной жизни для авторов - не самоцель, это повод для того, чтобы перевести разговор о соц., психол., морально-этических проблемах в нов. плоскость, когда меняются масштабы человеческих деяний, когда люди становятся галактическими, а не земными существами, и должны находить взаимопонимание с др. существами, в качестве отправной посылки используя разум (см. Инопланетяне, Масштабы пространственные и временные в НФ).
Два последующих сб. А. - "Опаляющий разум" (1968) и "Создан для бури" (1970), - объединяют слова Ф. Бэкона , вынесенные в эпиграф первой книги: "Читай не затем, чтобы противоречить и отвергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы, но чтобы мыслить и рассуждать". Мышление - необходимый компонент как р-зов А., так и процесса их чтения. Квинтэссенция размышлений автора о НФ выражена в р-зе "Машина Открытий" (1964): "Фантасты всегда смогут ответить ученым: "ДЕЛАЙТЕ КАКИЕ УГОДНО ОТКРЫТИЯ - МЫ ВАС ПЕРЕГОНИМ!" (см. Автоматизация, Изобретения и открытия, Интеллектроника, Машины, Ученые). В р-зе "Опаляющий разум" (1966) д-р Прокшин разработывает аппарат, предназначенный для "вложения" в голову человеку знания (см. Разум), в повести "Клиника "Сапсан" (1967) ученые Витовский и Панарин решают биол. проблему бессмертия и исследуют психол. и соц. последствия этого открытия; в повести "Порт Каменных Бурь" (1965) звездный капитан Зорох доказывает, что шаровые звездные скопления - это искусственно созданные сооб-ва разл. цивилизаций (см. Астроинженерия, Астрономия и астрофизика, Масштабы пространственные и временные в НФ); в повести "Создан для бури" (1967) изобретатели Осоргины оседлали волну цунами, а др. ученый - Каплинский, принципиально изменил энергетику человеческого организма (см. Транспорт, Энергия); в р-зе "Шальная компания" (1965) Дерзкий Мальчишка выводит из обычного куриного яйца археоптерикса (см. Зоология фантастическая); в р-зе "Ослик и аксиома" (1966) некто по прозвищу Антенна, разрабатывает самоусовершенствующиеся механизмы (см. Автоматизация, Интеллектроника, Кибернетика, Машины).
Последнее НФ произв. А. - главы из неоконченной повести "Третье тысячелетие" (фрагм. 1974) - попытка комплексного изображения мира близкого будущего с изменившимися методами воспитания и обучения, с нов. технологиями и подходами к тв-ву.
Диапазон отраслей знания, в к-рых действуют персонажи р-зов А. (и при этом не выглядят искусственно-ходульными фигурами, а выдают интереснейшие идеи), неудивителен, если принять во внимание др. ипостась писателя. А. - не просто изобретатель, а создатель фундаментальной Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), автор уникальных разработок по теории развития тех. систем, теории "сильного мышления" и жизненной стратегии творческой личности (см. Психология). Обязательным условием тв-ва по А. является умение оперировать фантаст. идеями, а потому в отд. дисциплину выделено Развитие Творческого Воображения (РТВ), основывающееся на использовании осн. приемов генерирования нов. фантаст. идей, а также методов разрешения противоречий с помощью НФ (фантограммы, метод маленьких человечков, морфологический ящик, полиэкранное видение и т.п.). Для оценки НФ идей А. совместно с П. Амнуэлем разработана шкала "Фантазия-2", по к-рой можно оценить новизну, убедительность, человековедческую и худож. ценность той или иной идеи. В результате многолетней работы А. создан неоцененный (и неизд.) до сих пор "Регистр НФ идей, сюжетов, ситуаций", классифицирующий десятки тыс. идей, использованных в НФ произв. (см. Научность НФ). Ряд статей А. посвящен проблемам использования фантаст. идей в худож. лит-ре ("Краски для фантазии", "Этюды о фантазии", "Вектор фантазии"); им проведен анализ идей, использованных в тв-ве А. Беляева , Ж. Верна , Г. Уэллса . В целом НФ тв-во А. оказало значительное влияние на "твердую" (естественнонаучную) НФ 1970-80-х гг., в частности, на П. Амнуэля, Д. Биленкина
Вл.Б.
Добавил дату смерти, согласно комментария А. Мешавкина.
Г.С.М.